"Вы - в этом времени, мы - дале". Белла Ахмадулина

Б. А. Ахмадулина
В ноябре по Центральному телевидению прошёл фильм "Таинственная страсть" по одноимённому роману Василия Аксёнова.  Герои фильма - кумиры молодёжи шестидесятых годов: поэты Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава. 

Слово кумиры не преувеличение, в 60-х годах прошлого века поэзию знали и любили, стихи читались на площадях. Об этом говорится и в книге и показано  в фильме. В то же время между этими талантливыми людьми нередко складывались сложные отношения, но не менее сложные отношения были у них с властью. Мы видим как проявляют себя герои в разных ситуациях.
 Конечно же в фильме звучат стихи поэтов.
Зрители с интересом смотрели фильм, а вот критика отнеслась к нему гораздо более сдержано, а порой и резко отрицательно. Но главная ценность фильма в том, что появилась возможность вспомнить, а кому-то впервые узнать  об этих больших поэтах, соприкоснуться с их стихами. Сегодня так получилось, что многие люди о прекрасных стихах узнают по фильмам.
Многие ли до фильма "Жестокий романс" знали вот об этом стихотворении.
 А напоследок я скажу
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.

Как ты любил? - ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? - ты погубил,
но погубил так неумело.

Жестокость промаха... О, нет
тебе прощенья. Живо тело
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.

Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.

Б. А. Ахмадулина
Это стихотворение Беллы Ахатовны Ахмадулиной. Она большой поэт, единственная женщина среди друзей-поэтов, о которых идёт речь в книге и фильме "Таинственная страсть": Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Окуджава. Почти все они в разное время были влюблены в неё. Кроме Евтушенко все они ушли, кто раньше, кто позже, нет в живых и Василия Аксёнова, автора книги "Таинственная страсть".
Белла Ахатовна ушла из жизни 6 лет назад -30 ноября 2010 года. Она прожила сложную и вместе с тем яркую жизнь, наполненную творчеством. Она была одарена не только большим талантом, но и счастьем общения с интересными и тоже очень талантливыми людьми.
Вот несколько отрывков из её интервью разных лет, подтверждающих вышесказанное.
А. А. Ахматова
 -     У меня много посвящений Ахматовой, Цветаевой, Высоцкому и многим другим. Я всегда была потрясена трагичным сюжетом их судеб. "Всех обожание - бедствие огромное". Эта строчка пришла ко мне на могиле Анны Андреевны в Комарове. Я долго сидела возле ее креста и вдруг в напряженном состоянии нервов, в прозрачном дне и близости Финского залива я ощутила ее жизнь и бессмертие. И еще какое-то ироничное отношение ко мне. Тогда родились строчки, что я стою, как нищий, согнанный с крыльца. "Ирония - избранников занятие". Помню, вывезла на стареньком "Москвиче" Ахматову на прогулку и попали в аварию. Это было ужасно. Наверное, виноватость за эту аварию тоже примешивалась к моим стихам о ней.
Н. Я. Мандельштам
-    Я была очень близка с Надеждой Яковлевной Мандельштам. Даже последний ее день рождения мы встретили вместе. Не могу признать то, что о ней написала в своих мемуарах Эмма Григорьевна Герштейн. Вообще отношения между великими всегда складывались трудно, либо не складывались совсем. Я уже говорила о том, что у меня есть поговорка "Из великих людей гарнитура не сделаешь". Набоков в "Других берегах" описал встречу с Буниным после Нобелевской премии, о том, как они не сошлись и какими чужими ему, Набокову, показались эти эмигрантские водочка и селедочка.
Б. А. Ахмадулина и  Б. А. Мессерер
 -  Мы были С Борей (Мессерером - скульптор, муж Б.Ахмадулиной)  последними из русских, кто видел Набокова живым. Нас с Борей предупреждали, что Набоков высокомерен, заносчив, что ему плевать на людей из России. Но вышло совсем не так. Наверное, потому, что нам просто от него ничего не было нужно. Я его только обожала. И мы всю встречу проговорили легко и мило.
В. С. Высоцкий
 -  Я очень любила получать от Володи Высоцкого письма. И была рада, когда Володя с Мариной уезжали на автомобиле в Париж. Тогда я сидела возле окна и думала: как здорово, что они сейчас едут в этом автомобиле. И им хорошо вдвоем. Володя всегда мог написать строчку, после которой было хорошо несколько дней. Вроде бы пустяк, какая-то простенькая фраза, но столько в нее всегда было вложено сердца, любви. Я всегда задумывалась, откуда в нем, исстрадавшемся, столько любви. Володя был очень раним, несмотря на всенародное обожание, которое, кстати, было и поддержкой, и докукой. Высоцкий хотел вступить в Союз писателей. И я несколько раз пыталась ему помочь, встречалась с разными начальниками, но он, естественно, об этом даже не догадывался. Однажды мне дали согласие на то, чтобы напечатать стихи Высоцкого. Они вышли в жутко исковерканном виде, и при встрече Володя так посмотрел на меня... Не зло, нет, но было в его глазах такое страдание, что у меня слезы навернулись. Высоцкий считал, что этим членством выбьется в      личности. Но ничего не выходило. Он мечтал освободиться от театрального гнета, но без театра не мог, хотя театр, как известно, помыкает актером, держит его в дисциплине.
В. М. Шукшин
-     Я почувствовала это сама, когда снималась в фильме у Шукшина "Живет такой парень". Когда мы впервые встретились с Василием Макаровичем, он увидел во мне то, что было ему противопоказано и даже отчасти отвратительно. Я ему показалась нарядной городской дамочкой. И поэтому он позвал меня в свой фильм "Живет такой парень", где по сценарию журналистка - просто омерзительное существо. Ей все равно, что там происходит на Алтае, ей совсем нет дела до какого-то там Пашки Колокольникова. Она надменна. Она спрашивает и не слышит. Я тогда сказала: "Василий Макарович, вы очень ошиблись, увидев во мне хладнокровную городскую дамочку. На самом деле я другая". И поведала ему, как во время моих невзгод работала нештатным корреспондентом "Литературной газеты" в Сибири, как смеялись надо мной сталевары или подобные шукшинскому герою люди. Они были ко мне милостивы, но ужасно ироничны. Разыгрывали меня, сообщали о грандиозных успехах, я мчалась к ним во всю прыть, записывала, но потом оказывалось, что такого быть просто не может. В общем, со мной происходило все строго обратное, чем описано в сценарии. Шукшин сказал, что ничего менять не надо, а можно играть прямо так. Даже из текста ни слова не выкинули. Но героиня получилась хорошей, не знающей жизни, но наивной и светлой. Во время съемок мы с Шукшиным сдружились. И дружили потом очень долго. Я его примиряла с Москвой, водила везде. На его гонорар от фильма купили ему костюм, галстук, туфли. Помню, тогда же выкинули в мусоропровод его кирзовые сапоги, в которых он неизменно ходил. Он был замечательный и в то же время всегда несчастный.
 Я люблю воспевать друзей, обожать их, поднимать заздравные тосты или писать посвящения в альбомы, записные книжки или на салфетках. Вот одно посвящение Булату:
 Как снег летит!
 Как снегу много!
 Как много ты любим, мой брат.
 Какая долгая дорога
 Из Петербурга в Ленинград!
Квартиру, бывшую Галича, Белла Ахмадуллина с Борисом Мессерером все последние годы сдавали, на что и жили. Она уже давно не писала, почти ничего не видела. Жила в небольшом домике от Литфонда в Переделкино. Когда произошел инфаркт, вызвали скорую, машина по плохой и давно не ремонтированной дороге добиралась 40 минут. Белла Ахмадуллина за это время умерла и навсегда осталась в своём одиночестве. А может, наоборот, попала в круг своих друзей.
Кто знает - вечность или миг
мне предстоит бродить по свету.
За этот миг иль вечность эту
равно благодарю я мир.

Что б ни случилось, не кляну,
а лишь благославляю легкость:
твоей печали мимолетность,
моей кончины тишину.


Е. Е. Войтинская

Комментарии

  1. Да, действительно, в наше время Белла Ахмадулина была очень популярна! Многие даже подражали её манере чтения стихов. Спасибо Вам за воспоминания!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий