Детективный роман: новый уровень. О романе Полы Хокинс "Девушка в поезде"

Всегда интересно просматривать рейтинги, отражающие читательский интерес к выходящим в свет  книгам. До недавнего времени в зоне такого интереса был и роман английской писательницы Полы Хокинс "Девушка в поезде" (Москва:  Издательство АСТ, 2016). Жанр - психологический триллер. Детективов в наших обзорах до сего времени не было, так что ликвидируем этот пробел.

Когда перед нами психологический триллер хочется расставить акценты, чего больше: психологии или детективного расследования. На мой взгляд в данном случае первое всё-таки превалирует. Конечно, как в каждых книгах  такого  жанра в романе "Девушка в поезде" есть убийство, есть поиски преступника, правда, какие-то вялые, и, конечно, убийцей оказывается тот,  кого меньше всего подозреваешь. Так почему же хочется относится к роману больше как психологической и социальной драме. Дело в том, что Пола Хокинс  в своём произведении отступила от привычной детективной схемы. В центре сюжета в классическом детективе фигура сыщика,  за его логическими построениями следит читатель, за тем как шаг за шагом разматывается клубок преступления. В  "Девушке в поезде" всё не так,   всё кардинально по - другому.
В центре книги не сыщик, а обычная женщина, которая загнала себя в такую депрессию, из которой уже выбраться у неё не получается. Эту женщину, героиню романа, зовут Рейчел Уотсон. Уотсон - фамилия её бывшего мужа Тома. Он живёт довольно давно с другой женщиной, Анной, у них ребёнок, а Рейчел, переживая разрыв с мужем,  всё больше погружается в омут алкоголизма. Проблемы со спиртным начались у неё не на пустом месте, у Рейчел никак не получалось выносить ребёнка, о котором она так мечтала, муж должным образом не поддержал её в трудную минуту.  Вместо сочувствия с его стороны, героиня ощущала отстранённость и брезгливость, когда муж заставал её нетрезвой.
В начале романа мы застаём героиню в довольно плачевной ситуации: она снимает комнату у подруги.  Рейчел уволили с работы, опять же по причине пьянства, но она боится признаться в этом подруге, в доме которой живёт. У неё ещё остались небольшие средства, чтобы оплачивать съёмную комнату. Каждое утро она уходит из дома, как будто для поездки в Лондон, на службу. В Лондон Рейчел действительно едет и слоняется целый день по городу, чтобы в положенное время возвратиться со "службы". Каждый раз она ставит себе цель - избавиться от пьянства и начать новую жизнь, и каждый раз какие-то новые обстоятельства отодвигают героиню от намеченного плана. Самый главный тормоз - незаживающая душевная травма от ухода мужа, Рейчел продолжает его любить, звонит, пытается встретиться, но наталкивается на раздражение с его стороны и приступы ревности новой супруги.
Как ни странно, подобное поведение героини не вызывает отторжения, напротив, проникаешься сочувствием к ней, так как по своей природе она неплохой, отзывчивый человек.
 Её семейная жизнь не сложилась и на фоне своего неудачного брака она нафантазировала счастливую историю некой семейной пары, которую  видит почти каждый день из окна поезда, когда возвращается домой из Лондона. Рейчел даже придумала им имена. Но и эта сказка заканчивается, когда героиня в один из дней видит прекрасную молодую женщину с другим и, о ужас, они целуются.
Ещё большая тревога появляется в душе героини, когда незнакомка вовсе исчезает. Рейчел видит в саду только её мужа, явно подавленного, это повторяется и на второй, и на третий день. У Рейчел возникает желание выяснить, что произошло. Кстати, дом некогда счастливой пары, находится в том же месте, где живёт её бывший супруг с новой семьёй.
С этого момента детективный жанр вступает в свои права. Выясняется, что пропавшую женщину ищет полиция, она исчезла бесследно. Женщину зовут Меган, у неё тоже своя история, в каком-то смысле похожая на историю Рейчел, но в этой истории всё происходило в обратной последовательности. У Меган была бурная юность, сомнительная компания, много спиртного, связь с безответственным, пьющим человеком. От него Меган родила ребёнка, которого не сумела сохранить, дело в том, что со своим бойфрендом героиня романа  жила в ужасном(без света и тепла) помещении. Ребёнок не выжил в таких условиях.
Меган помогла выбраться из омута её красота. В неё влюбился обеспеченный и надёжный человек. Они поженились и началась для Меган спокойная счастливая жизнь. Возможно, она была слишком спокойной, возможно что-то не устраивало в муже, но у Меган возникла параллельная история, даже две. Одна с психотерапевтом по имени Камаль, вторая с тем, кто и окажется в конечном счёте убийцей.  Всё это раскрывается постепенно, по законам детектива.
Рейчел полностью поглощена историей исчезновения женщины, ей кажется, что в день пропажи Меган, она её видела. Но Рейчел была в тот день изрядно пьяна и это не даёт ей вспомнить, при каких обстоятельствах она видела Меган и кто с ней был. Теперь все её усилия направлены на то, чтобы вспомнить, а чтобы вспомнить, надо перестать пить.
В своём стремлении пролить свет на убийство Рейчел даже знакомиться с мужем погибшей -Скоттом, который страстно любил жену, но в тоже время, как выясняется, был не чужд домашней агрессии. Записывается Рейчел и на приём к психотерапевту Камалю, чтобы тот помог ей восстановить провал в памяти, в Камале героиня узнаёт того, кто целовался в саду с Меган. Как сложить все эти звенья? Полиция, в свою очередь, опрашивает потенциальных подозоеваемых, но результат отсутствует.
Посещения Рейчел городка, в котором жила Меган, сопровождаются неприятными встречами с бывшим супругом и его женой Анной. Анна при виде Рейчел буквально впадает в ступор.
Психологический портрет Анны тоже присутствует в романе. Собственно от имени трёх женщин: Рейчел, Меган и Анны и ведётся повествование.
Анна девушка себе на уме. Она очень ловко окрутила Тома в тот момент, когда у них с Рейчел начались размолвки. Анну  приятно будоражили тайные встречи, порой это происходило  в супружеской спальне, ей даже хотелось, чтобы Рейчел их застала. Получается почти по расхожей сентенции: построила семейное счастье на чужом несчастье. Справедливости ради надо сказать, что Том с радостью пошёл на адюльтер. Что вышло из этого нового союза, прочтёте в романе, равно как и выясните, кто преступник.
Итак три женщины, красивые, полные сил и все в конечном итоге несчастны. Конечно, с одной стороны они сами творцы своего несчастья, но с другой, ни с одной из них рядом не оказалось человека, который помог им разобраться  с их проблемами, не оказалось рядом настоящего друга.
Надежду начать новую жизнь автор романа даёт лишь главной героине - Рейчел. В её жизни произошло два потрясения, первое ввергло в пьянство, второе , напротив, подсказало путь к восстановлению нормальной жизни.
Известнейший американский писатель, практически классик Стивен Кинг так отозвался о романе: "Девушка в поезде" - действительно великолепный остросюжетный роман. Я не спал почти всю ночь, читая его. Главная героиня... убийственно хороша".
На обложке книги читаем: детектив, новый уровень. С этим определением вполне можно согласиться, собственно, об этом мы и говорили на протяжении всего обзора. Литературные жанры  и детективный в том числе должны претерпевать изменения и развитие, Пола Хокинс постаралась в своём романе  идти в русле новаторства, соединив детектив и семейную драму.
Пришло время рассказать об авторе, а рассказать есть что.
Пола Хокинс родилась и выросла в Хараре, столице Зимбабве. Её отец был профессором экономики и финансовым журналистом. В 1989 году в возрасте 17 лет Пола переехала в Лондон, поступила в Оксфордский университет, где изучала философию, политологию и экономику. Работала журналистом в газете The Times, освещала бизнес-тематику. В дальнейшем работала на внештатной основе в ряде изданий, написала книгу финансовых советов для женщин The Money Goddess («Богиня денег").
Около 2009 года Хокинс начала писать романтические комедии под псевдонимом Эми Сильвер (Amy Silver). Написала четыре романа,  однако эти работы не имели коммерческого успеха. Популярность писательнице принесла более серьёзная история - триллер, затрагивающий темы домашнего насилия, алкоголизма и наркомании, - "Девушка в поезде". На написание этого бестселлера у Хокинс ушло шесть месяцев, в течение которых она не занималась ничем иным. Чтобы завершить работу, ей даже пришлось одолжить денег у отца, который поддержал её в период тяжёлого материального положения.
Роман «Девушка в поезде» стал бестселлером. Он был издан в середине января 2015 года. К началу марта было продано более одного миллиона экземпляров романа,  а к апрелю - уже полтора миллиона. В течение 20 недель роман находился на верхней строчке британского рейтинга книг, изданных в твёрдой обложке, что стало новым рекордом.
Пора подводить итоги. Писательница Пола Хокинс  написала увлекательный детектив, который  в то же время можно отнести к жанру  социальной, семейной драмы. Так что детективными романами не стоит пренебрегать, среди них встречаются  умные и талантливые. "Девушка в поезде" как раз тот самый случай.

Е. Е. Войтинская 

Комментарии