Нота длиною в жизнь. Обзор книги О. Дормана "Нота"

С удовольствием хочу порекомендовать книгу, которую можно читать не отрываясь. Книга не из разряда художественной прозы, если говорить о жанре, пожалуй, перед нами - нон фикшн.
Автор книги Олег Дорман  и сначала несколько слов о нём. 

Олег Дорман - кинорежиссёр - документалист, его фильмы - о встречах с актрисой Фаиной Раневской, сценаристом и драматургом Евгением Аграновичем, с Лилианной Лунгиной, филологом, переводчиком и это далеко не полный перечень.  Фильмы Дормана - это не авторский  рассказ о знаменитых, талантливых людях, а их прямая речь. Если помните, Лиллиане Лунгиной был посвящён 14-ти серийный телевизионный фильм "Подстрочник". Каждая серия представляла собой рассказ о времени, в котором прошла её жизнь и о себе. Это был интереснейший рассказ, от которого зритель не мог  оторваться.
Всё это я вспомнила потому, что книга, которую я собираюсь порекомендовать тоже выросла из телевизионного фильма, название фильма  "Нота". Из серии в серию перед зрителем проходит жизнь большого талантливейшего музыканта Рудольфа Баршая. В фильме режиссёр Олег Дорман не изменил себе, историю своей жизни Рудольф Баршай рассказывает сам. Из фильма родилась книга с одноимённым названием, о которой хочется непременно сказать. Итак:  О.Дорман. "Нота. Жизнь Рудольфа Баршая, рассказанная им в фильме Олега Дормана" (Москва: АСТ: CORPUS, 2013).
Когда начинаешь читать книгу, сразу становится понятно, что лучшего рассказчика о жизни Рудольфа Баршая, чем сам Баршай, найти было бы трудно. Ярко, зримо, обстоятельно музыкант знакомит читателя со своей жизнью и творчеством, со своим окружением, наконец, с тем временем, в котором он жил, занимался творчеством.
Такую исповедь нет смысла пересказывать. Обозначу только основные вехи биографии Рудольфа Борисовича Баршая.
Его мать - кубанская казачка, красавица Мария, дочь атамана Кубанского войска. Благодаря высокому чину отца, дочь получила очень хорошее образование. Отец Рудольфа - коммивояжер Бенджамин Баршай. Он приехал в кубанскую станицу по делам, встретил Марию и без памяти влюбился. Молодые поженились и вскоре появился Рудольф, Рудик. Детство было безоблачным, но это продолжалось недолго.
В течении нескольких лет, конец 20-х-30-е годы, отец перевозил семью из одного глухого места, в другое, там, где для него, человека с инженерным образованием, находилась работа. В основном это были районы Средней Азии, такие перемещения объяснялись  начавшимися репрессиями в стране в конце 20-х годов и продолжившимися в 30-х и далее.
Когда семья, наконец, перебралась в Калинин,  город казался верхом цивилизации в сравнении с кишлаками Средней Азии. В Калинине и начались для юного Рудика Баршая первые занятия музыкой. Неординарные музыкальные способности юноши учителя поняли сразу.
Начинающий музыкант мечтал обучаться музыке на пианино, он был заворожён звучанием этого инструмента. Но для родителей покупка пианино оказалась неподъёмной по деньгам, и в один из дней отец купил Рудольфу скрипку. Это и определило судьбу Баршая. Начались индивидуальные занятия с педагогами, и очень скоро выяснилось, что юноша очень талантлив. Педагоги были единодушны: надо ехать в Москву.
Но для поездки в Москву надо было иметь базовое музыкальное образование В 14 лет Рудольф держал экзамены в центральную музыкальную школу. Экзамен сдал блестяще, но в списках на зачисление его не оказалось. Это не было недоразумением, выяснилось, что юношу берут переводом в музыкальное училище при консерватории. Его педагогом вызвался стать Лев Моисеевич Цейтлин, как говорит о нём в книге Баршай: "Лев Моисеевич был величайший музыкант". Он много дал Рудольфу в плане понимания музыки, в технике владения инструментом, чтения партитуры.
Встреча с Цейтлиным открывает  в книге для читателя знакомство с  целой плеядой гениальных музыкантов. Это те с кем работал, сотрудничал, был знаком Рудольф Баршай. Перед некоторыми у рассказчика чувствуется преклонение. Среди них: Дмитрий Шостакович, Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Евгений Мравинский и многие другие.   Все они были современниками и коллегами автора книги, им посвящено немало интереснейших страниц. Пожалуй, самое большое место в воспоминаниях Рудольфа Баршая занимает композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. О нём мы узнаём как о великом создателе музыки и незаурядном человеке.
Конечно, главное в книге это музыка. То, как её чувствовал, понимал и воплощал в звучание Рудольф Борисович Баршай, понятно, что с такой сопричастностью к музыке надо родиться. Но достижение высшего мастерства требует огромной работы. Баршай и те, с кем он сотрудничал, отдавали работе большую часть жизни, плюс постоянное движение вперёд  в творчестве.
Сам Рудольф Борисович непрерывно совершенствовался как музыкант. Уже на первом курсе консерватории им овладела мечта создать квартет. Квартет Баршая  состоял из скрипок и виолончели. Кстати, некоторое время виолончелистом в квартете был Мстислав Растропович, тоже в ту пору студент консерватории. Никто из участников квартета не играл на альте.   Альт или альт скрипичный- струнный смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. За неимением альтиста Рудольф сам освоил инструмент и выступал в этой роли  в квартете.  
Воспоминания Баршая связаны не только с музыкой и музыкантами, но и с жизнью страны. В пору его учёбы в консерватории шла Великая Отечественная война. Вновь созданный квартет ездил с концертами на фронт.
Трудно удержаться, чтобы не привести отрывок из книги: "Играли перед бойцами прямо на передовой. Опушка или большая поляна в лесу, а в лесу идёт бой. Приходят солдаты, усталые, перепачканные землёй, порохом, садятся  слушать музыку. А другие, которым мы только что играли, уходят им на замену, прямо в бой. Бетховена, Гайдна, Моцарта, Мендельсона они слушали, затаив дыхание".
По окончании войны, ещё учась в консерватории,  Рудольф Баршай по результатам конкурса был зачислен альтистом  в оркестр Большого театра. Но и работая в Большом, Рудольф Борисович продолжал не останавливался в творческом развитии. Продолжал  концертировать с созданным им квартетом, а параллельно выступал в другом квартете с совершенно гениальном составом: - Святослав Кнушевницкий - виолончель, Давид Ойстрайх - скрипака, Лев Оборин - фортепиано и Рудольф Баршай - альт.
Следующий этап в музыкальной карьере Баршая создание Камерного оркестра. Этот шаг был продиктован желанием играть музыку композиторов эпохи барокко Вивальди, Генделя, Моцарта. Эту старинную музыку играли оркестры, но композиторы писали свои произведения именно для камерных оркестров.
И вновь огромная работа: надо было собрать оркестр, выкроить время и место для репетиций. Часто репетировали по ночам,  так как днем у каждого музыканта работа в своём оркестре. На репетициях отрабатывались мельчайшие детали. Как вспоминает Баршай, музыканты в Камерном собрались блестящие, о многих рассказано в книге. Камерный оркестр имел большой успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом.
Период восхождения Рудольфа Борисовича к новым музыкальным вершинам на этом не закончился. Как-то известный альтист Николай Павлович Аносов ему сказал: "Рудик, вы неправильно делаете, что с альтом в руках учите музыкантов и рассказываете им, как играть. Если научитесь дирижировать, будете то же самое руками показывать".
С этого судьбоносного разговора началась дирижёрская карьера Рудольфа Баршая. Музыкант рассказывает как долго и кропотливо постигал он дирижёрское искусство. Любовь к музыке, поглощённость ею способствовали упорству в работе.
В результате как дирижёр он достиг больших высот,  в оркестре под управлением Баршая в качестве солистов выступали такие знаменитые музыканты как пианист Эмиль Гилельс, скрипач Давид Ойстрах,  пианист Святослав Рихтер, как сказано в книге, "гений трудолюбия."
Как уже говорилось, в рассказе о своём пути в музыке, о великих музыкантах, с которыми Баршай выступал и дружески общался, в интереснейшем разборе произведений 19 и 20 веков, автор не мог обойти рассказ о времени, в котором довелось жить и работать. В советское время многое было проблемой: при выезде с концертами за границу давались сотни инструкций, как себя вести. Многие произведения великих композиторов не допускались к исполнению, как самый яркий пример - творчество Дмитрия Шостаковича. Что уж говорить о современной классической музыке: " ни додекафонии, ни новой венской школы, ни новой французской - ничего этого для нашей публики не существовало... С огромным риском просачивались к музыкантам знания о новой музыке, партитуры передавались из рук в руки на одну ночь."
Рудольф Борисович не мог смириться с тем, что экспериментировать в музыке запрещено, что нельзя исполнять музыку Малера, Александра Локшина, которого Баршай считал великим композитором. К тому же с определённого момента он стал не выездным. Музыканта приглашали в качестве дирижёра лучшие оркестры мира, но из Министерства культуры всегда следовал отказ под различными предлогами.
Терпение Рудольфа Борисовича было не безгранично, он принял трудное для себя решение покинуть страну. Это произошло в середине 70-х, как таковая, эмиграция в СССР была запрещена. Этой возможностью могли воспользоваться только люди еврейской национальности. Ехали в Израиль на свою историческую родину. Этой возможностью также воспользовался Рудольф Баршай, так как его отец был евреем.
Последняя часть книги посвящена работе Рудольфа Борисовича с западными оркестрами: Израиля, Германии, Англии, Италии, Дирижёр оказался очень востребован. У каждого оркестра был свой уровень, случалось, что оркестр небольшого города показывал большее мастерство чем столичный. О работе с разными оркестрами, разными музыкантами рассказывается необыкновенно интересно.
Рудольф Борисович несколько раз упоминает в книге, что музыка - это вся его жизнь. Но и любовь не обошла музыканта стороной. Он был несколько раз женат, у него трое сыновей. Они не унаследовали музыкального таланта отца, но стали успешными бизнесменами.
Каждый вынесет своё впечатление от чтения книги. Для меня - это восхищение человеком, так тонко чувствовавшим музыку и старавшимся передать это чувство другим. И ещё, появилось желание выписать из текста книги названия хотя бы части тех музыкальных произведений, над которыми работал Рудольф Баршай, и послушать их.
Рудольф Борисович Баршай ушёл из жизни 2 ноября 2010 года в 86 лет, в Базеле, Швейцария. Спасибо Олегу Дорману, что фильмом и книгой "Нота" он оставил свидетельство о жизни и творчестве великого музыканта.
Книга "Нота" недавно пополнила фонд городской библиотеки.

Е. Е. Войтинская

Комментарии