Юлия Гиппенрейтер – одна из самых известных психологов
современной России – профессор МГУ. Имеет более 80 научных работ. Но самыми
популярными ее работами стали 2 книги: «Общаться с ребенком. Как?» и
«Продолжаем общаться с ребенком. Так?».
Обе эти книги для
родителей есть в нашей библиотеке и сегодня я поделюсь с Вами своими впечатлениями
от них.
Ю. Гиппенрейтер «Общаться с
ребенком. Как?»
Эта книга для родителей, которые хотят улучшить свои
отношения с детьми. В книге можно выделить несколько основных глав.
Безусловное принятие
Главный принцип Юлии Гиппенрейтер – безусловное принятие
ребенка. Это значит, что любить ребенка нужно за то, что он есть.
Большинство родителей скажут, что они так и любят своих
детей. Но, положа руку на сердце, признайтесь, а не доводилось ли Вам говорить
своим деткам: «Если ты не начнешь меня слушаться (помогать мне, хорошо учиться,
…), то не жди от меня ничего хорошего». Вот в этой фразе и ставится косвенное
условие о любви по какому-то условию.
Частенько условиями злоупотребляют бабушки: «Если ты –
хороший мальчик (девочка), то сделай то-то».
Юлия Гиппенрейтер утверждает, что условные отношения пагубны.
Ребенку нужно дать безусловную любовь через сообщения о том, что ребенок Вам
очень нужен.
Безусловная любовь вовсе не отрицает возможности гнева и
недовольства родителей. Главное нужно понять, что недовольство можно выражать
только отдельными действиями ребенка, а не ребенком в целом.
По совету автора, я занялась подсчетами как я принимаю своих
детей. В течении нескольких дней я подсчитывала сколько раз я обращалась к
детям с положительными высказываниями (поддержка и одобрения) и сколько с
отрицательными (замечания, упреки). К моему великому удивлению, оказалось, что
я – критикующая мама. Теперь я стараюсь почаще высказываться положительно.
Помощь родителей
Родителям нужно научить детей самостоятельности. Помощь
должна быть только там, где ребенок не справится.
Полезно составить «зону ближайшего развития ребенка», в
которой очертить зону самостоятельных дел ребенка и зону совместных дел с
родителями. Со временем, ребенок все начнет делать сам.
Помогать ребенку там, где он сам справится – не нужно. Но и
оставлять ребенка наедине с трудной проблемой – тоже нельзя.
Чувства родителей
В этой главе рассказывается о том, что родители не должны
растворяться в ребенке. Они вправе рассказывать о своих чувствах.
Эта глава очень сильно на меня повлияло. Раньше я буквально
на 100% принадлежала своим детям, ставя их интересы выше своих. Но это чревато
нервным срывом.
Прочитав о важности Я-сообщений, я стала их применять и
показывать детям, что у меня тоже есть свои интересы, отличные от них.
Конфликты
Очень полезная глава, в которой анализируются причины
конфликтов между родителями и детьми и приводятся способы урегулирования
конфликтов.
Конфликты возникают из-за столкновения интересов ребенка и
родителей. Приводится такой пример.
Мама готовится к приходу гостей и неожиданно замечает, что в
доме нет хлебушка. Мама просит дочку купить хлеб. Но дочка спешит на занятия в
спортивный кружок. Налицо столкновение интересов.
Способы решения могут быть неконструктивными и
конструктивными. Первый неконструктивный способ, когда выигрывает родитель.
Здесь может быть 2 ситуации: либо мама прикажет и дочка вынуждена будет
послушаться. Либо мама надавит на жалость и дочка тоже послушается.
Первый вариант разрешения конфликта чреват тем, что у ребенка
закладывается мнение «всегда добивайся своего, не считаясь с желаниями других».
Второй вариант – это психологический шантаж, ведущий к тому, что ребенок будет
либо агрессивным, либо пассивным.
Второй неконструктивный способ, когда всегда выигрывает
ребенок. В таких случаях родители постоянно жертвуют собой во благо ребенка. Но
для ребенка появляются проблемы в том, что привыкнув выигрывать дома, такие
дети испытывают большие трудности в общении, где им уже никто не потакает. Да и
для родителей постоянные жертвы выходят боком – в старости они остаются
частенько одинокими.
Конструктивный способ разрешения конфликтов состоит в
том, что выигрывают обе стороны: и ребенок, и родитель. При таком способе
ребенок и родитель активно слушают друг друга и находят решение, устраивающее
обоих.
Общее впечатление о книге Ю. Гиппенрейтер «Общаться с
ребенком. Как?»: очень интересная книга с реальными жизненными проблемами между
родителями и детьми. Написана в позитивном ключе: «Никогда не поздно наладить
отношения с ребенком. Главное – желание и любые проблемы между родителями и
детьми будут решены». Книга «Общаться с ребенком. Как?» мне очень понравилась.
Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем
общаться с ребенком. Так?»
Эта книга продолжает предыдущую книгу Ю. Гиппенрейтер. В этой
книге рассматриваются вопросы взаимодействия, дисциплины, наказаний и
эффективного общения.
Природа ребенка: как ее понять?
Маленькие дети – очень активны и нужно всячески поощрять эту
активность, позволяя малышам ошибаться и ушибаться. Но родители не должны быть
в стороне – нужно помочь ребенку найти свой путь.
Взрослые должны:
· воздерживаться от вмешательства в дела ребенка
· привлекать к занятиям
· увлекать
· поддерживать
· вдохновлять
· служить примером
При этом ребенок отвечает словами:
· я хочу сам
· мне интересно
· это удивительно
· как здорово, что у меня это получается
· я хочу быть, как мама и папа
Активное общение
1. Родителям обязательно иметь время для ребенка. Это
время нужно чтобы жить в его мире: играть, фантазировать, шутить и смеяться.
2. Необходимо учиться технике Активного слушания.
3. Родители должны высказываться, даже если это негативные
эмоции.
Раньше, при детях, я всегда старалась сохранять спокойный
вид, даже при сильном волнении. После прочтения книги «Продолжаем общаться с
ребенком. Так?», я периодически стала выплескивать эмоции. И жить стало
легче!
Рекомендую почитать книгу Ю. Гиппенрейтер «Продолжаем
общаться с ребенком. Так?» мамочкам, которые стремятся быть идеальными для своего
ребенка.
Материал подготовила библиотекарь абонемента
Архипова Н.Б.
Комментарии
Отправить комментарий