Гиппенрейтер: общение с детьми

Юлия Гиппенрейтер – одна из самых известных психологов современной России – профессор МГУ. Имеет более 80 научных работ. Но самыми популярными ее работами стали 2 книги: «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?».
Обе эти книги для родителей есть в нашей  библиотеке и сегодня я поделюсь с Вами своими впечатлениями от них.

Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
Эта книга для родителей, которые хотят улучшить свои отношения с детьми. В книге можно выделить несколько основных глав.
Безусловное принятие
Главный принцип Юлии Гиппенрейтер – безусловное принятие ребенка. Это значит, что любить ребенка нужно за то, что он есть.
Большинство родителей скажут, что они так и любят своих детей. Но, положа руку на сердце, признайтесь, а не доводилось ли Вам говорить своим деткам: «Если ты не начнешь меня слушаться (помогать мне, хорошо учиться, …), то не жди от меня ничего хорошего». Вот в этой фразе и ставится косвенное условие о любви по какому-то условию.
Частенько условиями злоупотребляют бабушки: «Если ты – хороший мальчик (девочка), то сделай то-то».
Юлия Гиппенрейтер утверждает, что условные отношения пагубны. Ребенку нужно дать безусловную любовь через сообщения о том, что ребенок Вам очень нужен.
Безусловная любовь вовсе не отрицает возможности гнева и недовольства родителей. Главное нужно понять, что недовольство можно выражать только отдельными действиями ребенка, а не ребенком в целом.
По совету автора, я занялась подсчетами как я принимаю своих детей. В течении нескольких дней я подсчитывала сколько раз я обращалась к детям с положительными высказываниями (поддержка и одобрения) и сколько с отрицательными (замечания, упреки). К моему великому удивлению, оказалось, что я – критикующая мама. Теперь я стараюсь почаще высказываться положительно.
Помощь родителей
Родителям нужно научить детей самостоятельности. Помощь должна быть только там, где ребенок не справится.
Полезно составить «зону ближайшего развития ребенка», в которой очертить зону самостоятельных дел ребенка и зону совместных дел с родителями. Со временем, ребенок все начнет делать сам.
Помогать ребенку там, где он сам справится – не нужно. Но и оставлять ребенка наедине с трудной проблемой – тоже нельзя.
Чувства родителей
В этой главе рассказывается о том, что родители не должны растворяться в ребенке. Они вправе рассказывать о своих чувствах.
Эта глава очень сильно на меня повлияло. Раньше я буквально на 100% принадлежала своим детям, ставя их интересы выше своих. Но это чревато нервным срывом.
Прочитав о важности Я-сообщений, я стала их применять и показывать детям, что у меня тоже есть свои интересы, отличные от них.
Конфликты
Очень полезная глава, в которой анализируются причины конфликтов между родителями и детьми и приводятся способы урегулирования конфликтов.
Конфликты возникают из-за столкновения интересов ребенка и родителей. Приводится такой пример.
Мама готовится к приходу гостей и неожиданно замечает, что в доме нет хлебушка. Мама просит дочку купить хлеб. Но дочка спешит на занятия в спортивный кружок. Налицо столкновение интересов.
Способы решения могут быть неконструктивными и конструктивными. Первый неконструктивный способ, когда выигрывает родитель. Здесь может быть 2 ситуации: либо мама прикажет и дочка вынуждена будет послушаться. Либо мама надавит на жалость и дочка тоже послушается.
Первый вариант разрешения конфликта чреват тем, что у ребенка закладывается мнение «всегда добивайся своего, не считаясь с желаниями других». Второй вариант – это психологический шантаж, ведущий к тому, что ребенок будет либо агрессивным, либо пассивным.
Второй неконструктивный способ, когда всегда выигрывает ребенок. В таких случаях родители постоянно жертвуют собой во благо ребенка. Но для ребенка появляются проблемы в том, что привыкнув выигрывать дома, такие дети испытывают большие трудности в общении, где им уже никто не потакает. Да и для родителей постоянные жертвы выходят боком – в старости они остаются частенько одинокими.
Конструктивный способ разрешения конфликтов состоит в том, что  выигрывают обе стороны: и ребенок, и родитель. При таком способе ребенок и родитель активно слушают друг друга и находят решение, устраивающее обоих.
Общее впечатление о книге Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»: очень интересная книга с реальными жизненными проблемами между родителями и детьми. Написана в позитивном ключе: «Никогда не поздно наладить отношения с ребенком. Главное – желание и любые проблемы между родителями и детьми будут решены». Книга «Общаться с ребенком. Как?» мне очень понравилась.
Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»
Эта книга продолжает предыдущую книгу Ю. Гиппенрейтер. В этой книге рассматриваются вопросы взаимодействия, дисциплины, наказаний и эффективного общения.
Природа ребенка: как ее понять?
Маленькие дети – очень активны и нужно всячески поощрять эту активность, позволяя малышам ошибаться и ушибаться. Но родители не должны быть в стороне – нужно помочь ребенку найти свой путь.
Взрослые должны:
·       воздерживаться от вмешательства в дела ребенка
·       привлекать к занятиям
·       увлекать
·       поддерживать
·       вдохновлять
·       служить примером

При этом ребенок отвечает словами:
·       я хочу сам
·       мне интересно
·       это удивительно
·       как здорово, что у меня это получается
·       я хочу быть, как мама и папа

Активное общение
1. Родителям обязательно иметь время для ребенка. Это время нужно чтобы жить в его мире: играть, фантазировать, шутить и смеяться.
2. Необходимо учиться технике Активного слушания.
3. Родители должны высказываться, даже если это негативные эмоции.
Раньше, при детях, я всегда старалась сохранять спокойный вид, даже при сильном волнении. После прочтения книги «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», я периодически стала выплескивать эмоции. И жить стало легче!
Рекомендую почитать книгу Ю. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» мамочкам, которые стремятся быть идеальными для своего ребенка.


Материал подготовила библиотекарь абонемента Архипова Н.Б.

Комментарии