Непрочитанный Платонов... К 115-летию со дня рождения писателя Платонова Андрея Платоновича

Существуют такие литературные даты, на которые невозможно не обратить внимание. На сентябрь месяц пришёлся юбилей большого российского писателя Андрея Платоновича Платонова, 1 сентября 2014 года ему исполнилось 115 лет. По степени провидения Платонова сравнивают с Достоевским. Когда говорят о гениальных русских писателях, наряду с именами Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова называют Платонова. На Западе студенты-слависты изучают его творчество.

"Котлован" Платонова был написан в 1931 году и уже в этом романе писатель сказал о том, что из себя представляет идея строительства социализма. Ни "Котлован", ни "Чевенгур" в период написания не были опубликованы, они воспринимались властью больше, чем крамола, они подрывали устои сталинского государственного здания. Романы увидели свет в конце 80-х, начале 90-х, на мой взгляд, время оказалось упущенным, как сказано в "Гамлете": "распалась связь времен", произведения те же, но читатель другой, выросший на качественно иной литературе.
Гениальность Платонова ещё одно подтверждение тайны природы гения. Семья, в которой он родился, никак не предполагала проявления какого-либо творческого начала у ребёнка. Мать, Лобочихина Мария Васильевна – дочь часового мастера, домохозяйка. Отец, Климентов Платон Фирсович – машинист паровоза и слесарь в Воронежских железнодорожных мастерских. В семье росло 11 детей, Андрей старший. Начальное образование он получил самое примитивное, как все дети бедноты. Сначала церковно-приходская школа, а затем Воронежское четырёхклассное училище. До 16 лет Андрей не прочёл ни одной художественной книжки: негде было взять, постоянная нехватка времени. Приходилось думать не о чтении, а о необходимости заработка.
Работать будущий писатель начал с 13 лет. Сначала в железнодорожных мастерских, по примеру отца, а потом литейщиком на заводе. В литейном деле был очень успешен, приобрёл высокую квалификацию. В 1917 году, когда произошла Октябрьская революция, Андрей Климентов, (Платонов – псевдоним) вполне зрелый человек, ему уже 18 лет. Конечно же эту революцию он встретил с радостью, на его взгляд, она открывала столько возможностей. И правда, в 1918 году Андрей поступает в Воронежский политехнический институт на электротехническое отделение, попутно изучает ирригацию и мелиорацию. В это же время работает, водит поезда, опять же идёт по стопам отца, который к 1922 году был дважды Героем труда, а передовикам платили очень неплохие деньги.
Писательство у Платонова началось, как и у многих, с корреспондентской работы. В 1919 году он пришёл в редакцию железнодорожного журнала "Железный путь". В это время вовсю идёт Гражданская война, 20-летнего парня мобилизуют в Красную армию. Там пригодилась его специальность, в качестве помощника машиниста возил военные грузы. Более того молодой боец попросился в части особого назначения (ЧОН), война прошла для Андрея Климентова без ранений, остался цел и невредим.
В 1920 году пишет свой первый рассказ "Чульдик и Епишка". Уже в этом рассказе виден платоновский стиль, но взгляд на происходящее ещё не сформировался. В 1920-м Андрей Климентов берёт псевдоним "Платонов", одни исследователи творчества считают, по имени отца, другие видят связь с древнегреческим философом Платоном. Вторая версия вполне имеет право на существование. Как раз в это время будущий писатель самостоятельно и серьёзно изучает историю, философию как русскую, так и зарубежную, читает классику. Весной 1920 года Платонов вступает в ряды коммунистической партии, а в декабре 1921-го выходит из партии, беспрецедентный случай для того времени.
В 1922 году произошло важное событие в жизни Андрея Платонова, женитьба на Марии Александровне Кашинцевой. Она происходила из дворянского рода Шереметьевых, была образована, домовита, любила печь пироги. Всё складывалось неплохо: в 1922 году родился сын Платон. В этот же год выходит книга стихов Андрея Платонова "Голубая глина", о которой доброжелательно отзывался В.Брюсов.
До 1926 года Платонов работает в Воронежской губернии инженером-мелиоратором, занимается электрофикацией, руководит строительством трёх электростанций. 
В этом же 1926 году выходят рассказы "Антисексус" и "Епифановские шлюзы". В "Епифановских шлюзах" писатель впервые говорит о тяжёлой участи человека, попавшего в жернова государственной машины. На первый взгляд рассказ являет собой некую реконструкцию исторических событий. Время действия – начало XVIII века, правление Петра, начало его реформ. На строительство судового хода между Доном и Окою приглашён английский инженер Бертран Перри. Не смотря на все его старания, проект терпит неудачу, пущенная по каналам вода поднимается незначительно, по ней даже плот не смог бы проплыть, не то что корабль. В финале  по распоряжению Петра Бертрана Перри жестоко казнят. "Епифановские шлюзы" явились неким предвидением будущих сталинских репрессий.
В 1926 году  Андрей Платонов вместе с женой и сыном покидают Воронеж и переезжают в Москву. В провинциальном Воронеже писательскому таланту уже тесно, но в Москве он далеко не свой. Нет столичного лоска, светскости, да и умения завязывать связи, знакомства. Печататься удавалось крайне редко, литература плохо кормила, семья жила впроголодь. На время, до 1927 года семья уезжает в Тамбов, там Андрей Платонович заведует землеустройством. Материальная ситуация в семье Платоновых складывалась таким образом, что главным кормильцем была Мария Александровна, она работала редактором в одном из издательств. Если в чём и повезло писателю Платонову в жизни, талант которого был совсем не ко двору, то повезло с женой. Мария Александровна понимала всё про мужа, про его талант и прошла с ним через все невзгоды. На многое именно она открыла глаза Платонову.
В 1929 году написаны "Чевенгур" и "Усомнившийся Макар", в 1930-м – "Котлован", в 1931-м – "Впрок". Этими произведениями Платонов подписал себе приговор, в них он всё сказал и о индустриализации, и о коллективизации. Пересказать произведения невозможно, надо хотя бы одно прочитать. Язык Платонова неповторим, приведу несколько цитат: "осиротели от врагов", "стоял и думал среди производства", "жалеете поднимать производительность", "черты меридианов на карте – загородки от буржуев", "дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина", "увидев Ленина, заскрипел зубами от радости", "дозволь мне совершить коммунизм в своей местности". Платонов мыслит в грамматике, его видение мира, парадоксальность происходящих событий передаётся неожиданным подбором слов, лексических и синтаксических конструкций. Примерно так могли выражать свои мысли люди, в головы которых вбивалась совершенно непонятная им идеология, но жить им надо было согласно ей. Речи платоновских героев глупые, "неграмотные", если не безумные, такие же как и окружающая их бессмысленная и жестокая жизнь.
Ни одно из вышеназванных произведений не было опубликовано, но главный читатель страны, Сталин, их прочитал. Как мы знаем, он читал всё более значимое, что появлялось в литературе, то же относилось и к киноискусству.
Рассказ"Усомнившийся Макар" Сталин назвал двусмысленным, об авторе отозвался так: "Писатель талантливый, но сволочь", "Котлован" и "Впрок" привели вождя в бешенство. Как могло быть иначе, рядом с произведениями советских писателей, воспевающих социалистический труд, появляется нечто противоположное. Вот небольшая цитата из повести "Впрок", в ней один из героев произведения вспоминает встречу с Лениным.
 Постепенно Упоева допустили к Владимиру Ильичу. Маленький человек сидел за столом, выставив вперед большую голову, похожую на смертоносное ядро для буржуазии. — Чего, товарищ? — спросил Ленин. — Говорите мне, как умеете, и буду вас слушать и делать другое дело — я так могу. Упоев, увидев Ленина, заскрипел зубами от радости и, не сдержавшись, закапал слезами вниз. Он готов был размолоть себя под жерновом, лишь бы этот небольшой человек, думающий две мысли враз, сидел за своим столом и чертил для вечности, для всех безрадостных и погибающих свои скрижали на бумаге. — Владимир Ильич, товарищ Ленин, — обратился Упоев, стараясь быть мужественным и железным, а не оловянным. — Дозволь мне совершить коммунизм в своей местности! Ведь зажиточный гад опять хочет бушевать, а по дорогам снова объявились люди, которые не только что имущества, а и пачпорта не имеют! Дозволь мне опереться на пешеходные нищие массы!.. Ленин поднял свое лицо на Упоева, и здесь между двумя людьми произошло собеседование, оставшееся навсегда в классовой тайне, ибо Упоев договаривал только до этого места, а дальше плакал и стонал от тоски по скончавшемуся.
В том, что автора такой крамолы будут гнобить, не вызывало сомнений. В литературу путь Платонову был закрыт. Он каялся, обещал перековаться, но ему не верили ни собратья по перу, ни представители могущественного НКВД. Скорее всего что-то изменить в своём отношении к происходящему в стране он хотел,  но его огромный талант "мешал". Поэт Е.Евтушенко в  статье "Судьба Платонова" писал "Этот вроде бы тихий, вроде бы мирный, ни на кого лично не нападавший, кургузенько одетый, внешне малоприметный низкорослый человек, вызывал своей самоценностью животную зависть и бешенство".
Платонова спасала его техническая специальность, ему дают заработать на жизнь. С 1931 по 1935 он работает в наркомате тяжёлой промышленности, делает изобретения получает патенты. Что касается литературы, запрет на публикацию произведений, не останавливал творческий процесс. Назову лишь несколько повестей и рассказов, написанных Платоновым с 1934 по 1937 год, сегодня они известны во всём читающем мире. 1934 год – повести "Ювенильное море", Джан", 1936 год – рассказ "Третий сын", 1937 год – повесть "Река Порудань", рассказы "В прекрасном и яростном мире", "Фро". В 1937 году писателю всё-таки удаётся выпустить сборник рассказов под названием "Река Порудань", но он подвергся уничтожающей критике.
В 1938 году проявилась сталинская месть, был арестован 15-летний сын Платоша, единственный, любимый. В заключении он пробыл до 1940-го года, освободили его благодаря хлопотам и стараниями Михаила Шолохова, который был дружен с Андреем Платоновым. Сын вышел из тюрьмы тяжело больным туберкулёзом, после освобождения он прожил три года, успел жениться и оставил родителям сына Сашу.
В годы Великой Отечественной Платонов находится на фронте в качестве военного корреспондента, перенёс холод, болезни, ранение. Казалось, должна была произойти реабилитация писателя, но рассказ "Возвращение", опубликованный в 1946 году окончательно закрыл ему дверь в литературу. Сегодняшний читатель скорее всего не поймёт, в чём крамола рассказа. Солдат Алексей Иванов возвращается с фронта в родную деревню, дома его встречает жена, работавшая с утра до ночи в поле и на ферме, сын Петруша, в свои 12 лет рассуждающий как взрослый человек. Он в отсутствии отца был за старшего и повзрослел не по годам. Дочка Настя, хоть и совсем маленькая, вовсю помогает по хозяйству, беспрекословно слушает брата. Поздно вечером, в ходе беседы, Иванов выясняет, что некий Семён Евсеевич заходил в их дом, приносил что-то из продуктов. Для Иванова ясно, что без близости жены и Семёна не обошлось. он готов навсегда уехать из дома, но дети не дают этого сделать.
Ярость обрушившейся на Платонова критики по поводу рассказа можно объяснить тем, что вместо героизации участника войны и его триумфального возвращения, Платонов описывает совершенно бытовую ситуацию. Он описал то, что на самом деле и происходило, бывших солдат дома ждали нужда, голод, рано повзрослевшие дети.
Платонов после очередной травли замолчал окончательно, по-другому он писать не умел, да уже и не мог. К этому времени он тяжело болел туберкулёзом, заразился от сына, когда ухаживал за ним. На жизнь зарабатывал тем, что редактировал сказки, русские народные и башкирские. Под его редакцией издавались сборники сказок  "Финист-ясный сокол", "Башкирские народные сказки", "Русские народные сказки". Денег на жизнь не хватало, приходилось дополнительно работать дворником. К этому времени вокруг Платонова уже никого, кроме родных не было, ведь он слыл опальным писателем.
5 января 1951 году Андрей Платонович Платонов умер. 6 января в "Литературной газете" появился некролог, в нём упоминались краткие биографические данные писателя и ряд его произведений. Ни "Котлован", ни"Чевенгур", ни "Впрок", ничего, что противоречило канонам соцреализма, не упоминалось. Не дождалась публикации этих гениальных произведений и жена писателя, Мария Александровна, его верная подруга. Кстати, ряд литературоведов считают, что Булгаков писал Маргариту с неё, Платонов – Мастер.
11 сентября 1999 года в Воронеже на проспекте Революции был открыт памятник Андрею Платоновичу Платонову. На левом пилоне начертано его имя, на правом – цитата из рассказа "Жена машиниста" – "...А без меня народ не полный".
Писатель Андрей Битов в своё время сказал о Платонове следующее: "Платонов сумел написать свои тексты вот этим, каким-то дохристианским языком первобытного зарождающегося сознания. И глубина этих постижений равна именно перворождению, зарождению, тому моменту сознания, когда еще ничего не выражено. Может быть, Платонова надо читать детям, может быть, они поймут это легче – и вовремя".
Отталкиваясь от этого высказывания, несколько слов о названии обзора – "Непрочитанный Платонов". Непрочитанный в прямом и переносном смысле. Прочитать большого писателя и понять все смыслы, заложенные в его произведении, невозможно. Но хочется сказать и о непосредственном прочтении – прочитать текст. Свои главные произведения Платонов написал в конце 20-х и в 30-е, опубликованы они были в конце 80-х, начале 90-х. Промежуток в 50 лет, за это время выросло несколько поколений, которые не только не читали, но и не слышали имени писателя. К сожалению, не очень представляю тех родителей, которые могли бы сегодня читать своим детям Платонова. Один из талантливейших писателей двадцатого века остаётся непрочитанным...

           Войтинская Е. Е. 

Комментарии